А.Г. Ивченко — гениальный конструктор

Сб, 12/12/2015 - 17:00

Автор: Крицын Г.Р., Дмитриев С.В. Петров В.В.


В годы работы литейщиком в городе Большой Токмак

Александр Ивченко с женой. 1927 год

Александр Георгиевич с дочерьми: Любой, Люсей и Валей

Награды за доблестный труд во имя Победы

Деловая беседа. Слева направо: А.Н. Зленко, Г.П. Свищев,
А.Г. Ивченко, А. М. Анашкин

А.Г. Ивченко и М.Л. Миль



Выдающиеся русские ученые — Жуковский, Менделеев, Чаплыгин — создали теорию, а Можайский изобрел аэроплан с паровым двигателем. Можайский построил и испытал самолет задолго до братьев Райт. Но история авиации берет свой стремительный отсчет именно с их первого полета, 110-летие которого отмечается в этом году.
Украина вошла в число немногих стран, которые обладают технологиями создания летательных аппаратов и авиационных двигателей. Мы горды тем, что есть в Украине коллективы, благодаря которым жива одна из самых наукоемких и престижных отраслей экономики — авиационная.

110-летие авиации связано с еще одной значительной датой — 110-летием со дня рождения основателя ГП «Ивченко-Прогресс», генерального конструктора, академика Александра Георгиевича Ивченко.

Александр Георгиевич родился 23 ноября 1903 года в городе Большой Токмак Запорожской области. Его отец, Георгий Ефимович, работал литейщиком на заводе сельскохозяйственного оборудования. Мать, Елизавета Яковлевна, вела домашнее хозяйство. Семья была большая — семь детей. Александр был вторым. Жили скромно, но, несмотря на нужду, дети были окружены заботой и добротой. Открытый нрав, душевное отношение к друзьям, неистощимый юмор — все это досталось Александру от отца и делало его заводилой и лидером в любой компании. С 1914 по 1916 годы Георгий Ефимович был мобилизован на фронт. Вернувшись в Токмак, вновь стал «воевать», но уже за интересы рабочих, возглавив профсоюз металлистов. С большой надеждой и воодушевлением встретили отец и сын революционные события 1917 года. Они оба разделяли великую идею о праве рабочего человека на достойную жизнь.

В 1920 году семнадцатилетний Александр поступает на завод: сначала учеником, а потом, по примеру отца, литейщиком. Благодаря своему веселому, неунывающему характеру, умению общаться с людьми и убежденно говорить, он с первых же дней становится лидером среди молодежи. Его избирают секретарем комсомольской организации. В 1924 году молодого коммуниста Александра Ивченко командируют в Харьков на учебу в Коммунистический институт политпросвета.

Но перспектива комсомольской и партийной работы Александра не привлекала. Он стремился к техническим знаниям, и уже в возрасте 27 лет поступил в Харьковский механико-машиностроительный институт на рабфак, а затем на факультет двигателей внутреннего сгорания. Учеба давалась нелегко, но выручали трудолюбие и настойчивость. Нужно было еще как-то существовать, зарабатывать на жизнь, обеспечивать семью. И он вместе с женой, Прасковьей Михайловной, также студенткой института, в свободное от учебы время брался за любую работу.

Защитив диплом, инженер Ивченко получил направление на Запорожский моторостроительный завод № 29. Начинал работу инженером по сборке и испытанию авиационных двигателей на заводе. Через год перешел в ОКБ, где и начал свою конструкторскую карьеру под руководством талантливого разработчика авиадвигателей Сергея Константиновича Туманского. Вначале он занимался конструированием и совершенствованием авиационных поршневых двигателей в качестве рядового конструктора, а затем стал начальником конструкторской бригады, ведущим конструктором по двигателю М-89, мощностью 1500 л.с.

Во время Великой Отечественной войны завод, где Ивченко уже был заместителем главного конструктора, эвакуировали в Омск. На то время в семье Ивченко было трое дочерей. Дни и ночи Александр Георгиевич и его жена Прасковья Михайловна, инженер-литейщик, проводили в холодных цехах. 7 января 1942 года, спустя всего четыре месяца после начала развертывания завода, был изготовлен первый двигатель М-88. Затем трудовому коллективу завода поручают производство другого важнейшего двигателя — АШ-82ФН, устанавливаемого на основные типы самолетов ВВС Советской Армии — истребители генерального конструктора С.А. Лавочкина — Ла-5, Ла-7 и бомбардировщики ОКБ А.Н. Туполева — Ту-2. Всего за период войны коллективом завода изготовлено более 10 тысяч двигателей М-88Б и более 17 тысяч двигателей АШ-82ФН.

К концу войны в конструкторском отделе завода сформировалась творческая группа талантливых конструкторов: вместе с Ивченко работали А.М. Анашкин, В.А. Лотарев,
А.К. Пантелеев, К.М. Валик, А.А. Долгий и другие. Впоследствии они составили основу будущего опытного конструкторского бюро А. Ивченко.
Правительством страны было принято решение: в освобожденном Запорожье начать восстановление завода с организации ремонта двигателей М-88Б. А. Ивченко, приехав в Запорожье, предложил новое направление в сфере деятельности завода — разработку и производство маломощных поршневых двигателей.

5 мая 1945 года приказом №193 Народного комиссара авиационной промышленности СССР А.И. Шахурина на заводе №478 было создано опытно-конструкторское бюро по разработке новых и модернизации ранее созданных авиационных двигателей средней и малой мощности для гражданской авиации. Начальником ОКБ был назначен А. Ивченко, а через год он стал главным конструктором.

В начале 1946 года из Омска вернулась значительная часть рабочих. Многих из них сразу же перевели в опытное производство. На протяжении всего 1946 года велось строительство, подбирались кадры, по мере поступления оборудования проводился его монтаж и ввод в эксплуатацию.

Новое КБ выживало в тяжелейших условиях. В первый послевоенный год Запорожье лежало в руинах, не было ни материалов, ни оборудования. Все пришлось «добывать» и «выколачивать». Зимой в цехах было холодно, так как заводская котельная простаивала из-за нехватки топлива. Александру Георгиевичу пришлось бороться с массой проблем. Для обогрева рабочих зимой в цехах ставили «буржуйки». Для решения вопроса нерегулярного энергоснабжения небольшой группой энтузиастов была запроектирована и смонтирована электростанция мощностью 300 киловатт. А еще предстояло решить проблемы устройства людей с жильем, бытом, отдыхом.

Война закончилась, и с нею закончилась гонка за боевыми машинами. С первых шагов деятельности ОКБ Ивченко увидел необходимость переориентации в направлениях развития отечественного авиадвигателестроения. Народному хозяйству страны потребовались небольшие самолеты. Набирало темп вертолетостроение.

Ведущие отечественные КБ занимались разработкой мощных двигателей. И Александр Георгиевич Ивченко увидел незаполненную нишу и предложил серию поршневых двигателей небольшой мощности. Одновременно он позаботился о том, чтобы не просто делать двигатели, а делать их для конкретного потребителя, параллельно с руководством разработками Александр Георгиевич думал и о востребованности новой продукции.

Другие материалы рубрики


  • Европа в целом благосклонно оценивает «1812 год», но былого всеобщего восторга, как при показе Туркестанских, Балканских и Индийских полотен в 70-е годы, теперь нет. Почти за десятилетний перерыв в общении с европейской публикой многое изменилось. Умами современной молодежи, да и старшего поколения, начинают прочно овладевать модернистские течения и, прежде всего, импрессионисты.
    Чтобы возвратить утраченные позиции, Верещагину теперь как никогда нужна моральная поддержка. Но по горячности и невыдержанности характера он давно дистанцировался от передовых российских художников, многие годы находился в разрыве с влиятельным критиком и покровителем его таланта Владимиром Васильевичем Стасовым. Прервал связь с Иваном Николовичем Терещенко.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...Изменил Павел и административно-территориальное деление страны, принципы управления окраинами империи. Так, 50 губерний были преобразованы в 41 губернию и Область Войска Донского. Прибалтийским губерниям, Украине и некоторым другим окраинным территориям были возвращены традиционные органы управления. Все эти преобразования очевидно противоречивы: с одной стороны, они увеличивают центра-лизацию власти в руках царя, ликвидируют элементы самоуправления, с другой — обнаруживают возврат к разнообразию форм управления на национальных окраинах. Это противоречие происходило прежде всего от слабости нового режима, боязни не удержать в руках всю страну, а также от стремления завоевать популярность в районах, где была угроза вспышек национально-освободительного движения. Ну и, конечно, прояв-лялось желание переделать все по-новому. Показательно, что содержание судебной реформы Павла и ликвидация органов сословного самоуправления означали для России, по сути, шаг назад. Эта реформа коснулась не только городского населения, но и дворянства.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Ее жизнь — одна из самых ярких и самых трагических страниц английской истории. До наших дней не дошел ни один ее достоверный прижизненный портрет. Все портреты, на которых якобы была изображена леди Джейн, либо написаны через много лет после ее смерти, либо изображают совсем других женщин. Почти во всех учебниках об этой королеве либо не упоминается вообще, либо посвящено всего пару строчек. Такое ощущение, что кто-то специально вычеркнул ее со страниц истории. Уничтожил все документы и изображения. Попытался стереть из памяти людской. Но тем не менее о маленькой королеве помнят, пишут стихи и книги, снимают кинофильмы. На ее могиле, как и на могилах казненных жен Генриха VIII Анны Болейн и Кэтрин Говард, постоянно лежат свежие цветы.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Последние годы жизни Василия Васильевича Верещагина отмечены отчаянной и безуспешной попыткой добиться у официальных властей гарантий на продолжение «наполеоновской» серии картин; поездкой в экзотическую Японию, открывшую для миллионов почитателей новую, неожиданную грань его художественного таланта; очередным разочарованием в способности высших военных российских чинов грамотно и достойно вести войну. И, наконец, трагической гибелью на ходовом мостике броненосца
    «Петропавловск»...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Когда Мэри Тюдор выходила замуж за своего возлюбленного, думала ли она о том, что королевская кровь, которая течет в ее жилах, принесет несчастье едва ли не всем ее потомкам? Вряд ли. Она любила, она была любима. Ей было не до раздумий — Мэри, наконец, получила от судьбы драгоценный подарок — возможность стать супругой того, к кому столько лет стремилось ее сердце. А даже если бы и задумалась, что с того? Ведь ее супруг был близким другом короля, а сама она — любимой его сестрой. Разве это не залог счастливого будущего детей, которые у них появятся? Но судьба распорядилась иначе.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Иван Грозный был женат 7 раз. Для православного монарха это беспрецедентный рекорд. Также, как указывают источники, он, кроме «официальных» жен, имел множество наложниц, устраивал пьяные оргии.
    Судьба его жен поистине трагична. Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Анна Васильчикова умерли от «таинственных» болезней. Еще двух жен, заподозренных в измене, пытали с целью вырвать признательные показания, а затем жестоко казнили. Мария Долгорукая прилюдно была утоплена в ледяной проруби, а Василису Мелентьеву, обвязанную веревками и с плотно заткнутым ртом, но еще живую, похоронили. Официально она считалась сосланной в монастырь. «Повезло» лишь Анне Колтовской, которую царь заключил в монастырь, где она прожила более 50 лет.
    Последней женой Ивана Грозного была Мария Нагая. Она и «впрямь была царицей. Высока, стройна, бела и умом и всем взяла». Настоящая русская красавица: большие, выразительные глаза, густая коса ниже пояса. Тем не менее и она скоро стала ненавистна царю, несмотря на то, что родила ему сына, впоследствии печально известного царевича Дмитрия.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Личность императора-иконоборца Льва III всегда вызывала живой интерес — и при этом всегда освещалась тенденциозно. С одной стороны, православные писатели по понятным причинам любили изображать его кровожадным чудовищем. С другой стороны, многие историки относятся ко Льву Исавру с сочувствием и среди многочисленных сведений, предоставленных православными писателями, стараются выбирать такие, которые рисуют его наиболее симпатичным. Получается двойное искажение, и неизвестно, всегда ли второму удается компенсировать первое. Свидетельства же его сторонников и современников до нас практически не дошли. Но как бы мы ни относились к деятельности этого императора, биография у него интересная и насыщенная красочными событиями.
    Лев III происходил из небогатой и незнатной семьи. Его эпитет Исавр, давший название основанной им династии, происходит от названия народа, к которому он принадлежал. Исаврийские племена занимали восточные районы полуострова Малая Азия. Заселенные ими территории граничили с землями, подвластными арабам. Исходя из этого строят предположения, что Лев Исавр еще в юности хорошо владел арабским языком, а также испытывал на себе влияние мусульманских идей. Впервые будущий император выдвинулся в правление Юстиниана II, или вернее, в период его борьбы за отеческий престол с другими претендентами. Выказав себя верным сторонником Юстиниана, Лев возвысился, когда его покровитель вернулся в Константинополь.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Есть люди, читая биографию которых не перестаешь удивляться, сколько всяких невероятных и удивительных событий было в их жизни. Одним из таких людей был сын словацкого дворянина и венгерской графини, борец за свободу и самозваный король, авантюрист и искатель приключений Мориц Август Беньовский (Móric August Beňovský). Он прожил короткую, но такую яркую и насыщенную жизнь, что она своими удивительными приключениями и поворотами судьбы напоминает жизнь литературных героев романов Александра Дюма и Фенимора Купера. Всего за сорок лет, отмерянных для него судьбой, ему довелось столько всего сделать, увидеть и пережить, что этого с лихвой хватило бы на двадцать других жизней. Хорошее представление об этом человеке дает характеристика генерал-прокурора Сената князя Вяземского, которую тот дал Беньовскому после его отправки на Камчатку: «Беньовского во время заарестования в Петербурге сам я видел человеком, которому жить или умереть все едино».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Едва ли в русской истории можно найти другого государственного деятеля, получившего столь противоречивые оценки. В значительной степени XVI в. можно назвать эпохой Ивана Грозного.
    Русский публицист XIX в. Н.К. Михайловский справедливо писал, что «при чтении литературы, посвященной Грозному, выходит такая длинная галерея его портретов, что прогулка по ней в конце концов утомляет. Одни и те же внешние черты, одни и те же рамки и при всем том совершенно-таки разные лица: то падший ангел, то просто злодей, то возвышенный и проницательный ум, то ограниченный человек, то самостоятельный деятель, сознательно и систематически преследующий великие цели, то какая-то утлая ладья «без руля и ветрил», то личность, недосягаемо высоко стоящая над всей Русью, то, напротив, низменная натура, чуждая лучшим стремлениям своего времени».

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Началось с венского Кюнстлерхауза, где Василий Васильевич в конце октября 1885 года представил австрийской публике около полутора сотен произведений, в том числе и только что законченные «Евангельский цикл» из шести картин и две картины из задуманной «Трилогии казней». Посетивший экспозицию кардинал Гангльбауер нашел «Святое семейство» и «Воскресение Христово» богохульными и потребовал либо немедленно убрать их из экспозиции, либо закрыть выставку. Верещагин наотрез отказался. Тогда разгневанный князь-архиепископ опубликовал в газетах письмо, обвиняя художника в профанации, подрыве веры «в искупление человечества Воплотившимся Сыном Божьим» и призвал паству не принимать участия в этом кощунстве. Скандал только подогрел любопытство обывателей. Народ повалил на выставку толпами.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3