А.Г. Ивченко — гениальный конструктор

Сб, 12/12/2015 - 17:00

Александр Георгиевич с работниками предприятия на демонстрации
7 ноября

Вручение А.Г. Ивченко президентом АН УССР
В.А. Палладиным Государственной премии

Александр Георгиевич с дочерью Наташей

А.Г. Ивченко и О.К. Антонов

Александр Георгиевич с руководителями фирмы «Роллс-Ройс»

В начале 1946 года состоялся первый запуск первенца нового ОКБ — двигателя М-26, в 1947 году он прошел государственные испытания. Этому двигателю, как и всем последующим двигателям ОКБ, постановлением правительства стал присваиваться индекс «АИ» (Александр Ивченко). Он был возрожден лишь в 1997 г., а конструкторский комплекс «Прогресс» получил имя академика А. Ивченко всего четырьмя годами ранее.

А. Ивченко считал, что для дальнейшей жизнедеятельности коллектива нужно было налаживать творческие контакты с конструкторами самолетов и вертолетов. Особенно плодотворным было взаимодействие с конструкторским бюро Миля. В сжатые сроки был построен и испытан вертолет Ми-1 с двигателем АИ-26В.
В 1948 г. создается еще один уникальный двигатель — АИ-14. Его самолетный вариант АИ-14Р устанавливался на многие модификации Як-12, Як-18. Вертолетным вариантом АИ-14В оснащались винтокрылые машины Камова Ка-15, Ка-18. В том же году за создание новых авиационных моторов А.Г. Ивченко, А.М. Анашкин и В.А. Лотарев были удостоены Государственной (Сталинской) премии.

В послевоенные годы авиация развивалась стремительными темпами. Одним из первых Александр Георгиевич понял: эра поршневых двигателей уходит. Впереди — газотурбинные двигатели.
Ивченко удалось убедить руководство страны, что Запорожское КБ имеет право на существование. Даже тогда, когда Никита Хрущев решил, что авиация Советскому Союзу не нужна и Америку можно достать ракетами, был сохранен костяк трудового коллектива.

Конструкторское бюро Ивченко начинает сотрудничать со знаменитым куйбышевским бюро Кузнецова, создающим мощный газотурбинный двигатель НК-12 для самого большого в мире на то время самолета, первого широкофюзеляжного Ан-22 «Антей». Для мотора, развивающего большую мощность – 12000 л.с., необходим турбостартер, запускающий основной газотурбинный двигатель. Коллектив Ивченко за короткое время создает этот принципиально новый пусковой двигатель – ТС-12.
Затем следует модернизация куйбышевского газотурбинного двигателя ТВ-2 для самолета конструкции Антонова Ан-8. После успешных испытаний турбостартера ТС-12 и модернизации ТВ-2 «верхи» согласились: запорожскому коллективу, руководимому А.Г. Ивченко, под силу и более сложные задания.

И уже в 1954 году в тематический план ОКБ была впервые включена тема по разработке турбовинтового газотурбинного двигателя АИ-20 для пассажирских и транспортных самолетов О.К. Антонова и С.В. Ильюшина. Ивченко удалось положительно решить проблему нехватки квалифицированных кадров. По распоряжению Министерства авиационной промышленности СССР (МАП) в ОКБ было направлено 26 молодых инженеров — выпускников ХАИ 1954 года. В их числе были: Ф.М. Муравченко, Л.А. Ефимчук, М.М. Цофин, Э.П.Цыбульский, В.И. Дашковский, В.Е. Яловенко, А.Я. Ярошенко, В.И. Деденев и многие другие, которые впоследствии стали крупными специалистами в области газотурбинной техники и внесли огромный вклад в создание и становление профессионального конструкторского коллектива.

Обладая большими организаторскими способностями и высокой общей эрудицией, в трудных моментах в работе Ивченко умел сохранить спокойствие и выдержку, разобраться в сути дела и умело организовать весь коллектив на решение трудных задач.
Александр Георгиевич отлично знал весь личный состав ОКБ от руководителей до рядовых исполнителей. Был требовательным руководителем и по-отечески умел позаботиться о людях.
Он был прекрасным тамадой и душой общества на вечерах отдыха своего коллектива. Никогда Александр Георгиевич не стремился к «барьеру» между собой и людьми, независимо от их должности на производстве.

В середине пятидесятых начинается конкурсное соревнование между куйбышевским и запорожским конструкторскими бюро по созданию двигателей нового типа для самолетов Ан-10, Ан-12 и Ил-18.
Для запорожского КБ подобное задание было первым, к тому же сроки были поставлены очень жесткие. Пригодился опыт разработки и доводки турбостартеров. Трудились по 16-18 часов без выходных и праздников. За то время, что КБ Кузнецова создало один двигатель, в КБ Ивченко изготовили и испытали три варианта двигателя
АИ-20. Двигатель конкурентов вышел легче на 120 кг, но показатели надежности у запорожцев оказались выше. На испытаниях все образцы проявили себя прекрасно, стали базовыми и были запущены в серийное производство. От идеи до серии прошло всего два года!

В конце 1957 года двигатель АИ-20 успешно прошел Государственные стендовые испытания, и транспортный самолет Ан-10, на котором были установлены четыре двигателя, поднялся в воздух. Полет прошел удачно. В 1958 году эти двигатели установили и на Ил-18.
В процессе эксплуатации на двигателе АИ-20, на первом в СССР, достигнут самый большой межремонтный ресурс — 8000 часов и назначенный — 22000 часов. Ни один отечественный двигатель не имел такого уникального ресурса.

Эти шедевры двигателестроения на долгое время становятся основной продукцией моторного завода не только в Запорожье, но и в Перми, а бюро Ивченко получает союзный статус. В 1960 г. за создание самолета Ил-18 и двигателя к нему АИ-20 Ильюшину и его соратникам — главному конструктору Ивченко и сотрудникам его бюро Лотареву, Пантелееву, Зленко и Шведченко — была присуждена Ленинская премия.

На базе двигателя АИ-20 были созданы восемь модификаций, они установлены на тысячах летательных аппаратах и используются как в авиации, так и в народном хозяйстве до сих пор.
А.Г. Ивченко добивается в МАП расширения численного состава КБ. В течение 1955-1959 годов в конструкторское подразделение влился мощный поток выпускников Харьковского, Казанского и Московского авиационных институтов. Им-то и пришлось, учитывая опыт предшествующих создателей, спроектировать и внедрить в серийное производство АИ-24 для самолетов Антонова. До сих пор, как его ласково называют, «Старушка» Ан-24 возит пассажиров и грузы на разных континентах планеты.
Александр Георгиевич следил за развитием авиационной мысли в ведущих капиталистических странах: выписывал специальные журналы, изучал их сам и заставлял изучать коллег. Понимая, что нужно знать иностранный язык, учил английский.

Первая деловая поездка Ивченко в Англию в 50-х годах связана с одним курьезным случаем. На заводе «Роллс-Ройс» его не пустили в конструкторское бюро, предложив посмотреть уже готовые двигатели. Александр Георгиевич без разрешения хозяев сам пробрался в КБ. К моменту, когда англичане обнаружили «пропажу», гость успел рассмотреть кульманы и чертежи. «Здесь у них плохо, а здесь нужно позаимствовать», — учил потом Ивченко подчиненных.
Много сделано коллективом ОКБ по инициативе Ивченко по конвертации авиационных двигателей в народное хозяйство.
В начале пятидесятых на предприятии была спроектирована мотопила «Дружба», которая сразу снискала международное признание. В Румынии, например, название «Дружба» стало нарицательным: в разговорном языке слово «drujba» используется для обозначения бензопилы вообще, независимо от модели. «Дружба» выпускается в массовом производстве с 1955 года.
В 1958 году на Брюссельской международной выставке «Дружба» получила первый приз — «Пальмовую ветвь».

В 1962 году по заказу Министерства нефтяной и газовой промышленности в ОКБ создаются газотурбинные двигатели: АИ-23, АИ-23У, АИ-23СГ для привода буровых установок.
С 1966 года по 1968 год были разработаны двигательные установки АИ-20С и АИ-23С-1 для судов на подводных крыльях «Буревестник», на воздушной подушке «Сормович» и газотурбохода «Тайфун». Они успешно эксплуатировались на линиях речного и морского пароходств.

Александр Георгиевич уделял большое внимание развитию творчества молодых конструкторов. При нем было создано молодежное ОКБ, которое возглавил выпускник ХАИ 1958 года Александр Чертов. Ими создано, изготовлено и передано спортсменам ДОСААФ семейство гоночных двигателей «СИЧ» для водно-моторного спорта, которые получили заслуженно высокую оценку спортсменов.

В середине 60-х годов настала эра турбореактивной техники с большой степенью двухконтурности. Первенцем нового поколения стал двухконтурный турбореактивный двигатель АИ-25 для самолета Як-40. Он также стал первым советским двигателем, побывавшим на зарубежной выставке — «ЭКСПО-67» в г. Монреаль, Канада. Под руководством А.Г. Ивченко были заложены основы создания двигателей большой мощности. Но это будет потом. В 1968 году Ивченко не стало…
Он прожил недолгую, но насыщенную событиями жизнь.

За успешную деятельность в области создания новых образцов авиационной техники А.Г. Ивченко был награжден высокими правительственными наградами: трижды орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Ленина, ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, он лауреат Государственной и Ленинской премий.

Имя и дело его не забыты и память о нем живет. А.Г. Ивченко воспитал многочисленные кадры конструкторов и инженеров, работающих ныне во многих конструкторских бюро, на заводах и институтах авиационного двигателестроения.

Другие материалы рубрики


  • Ее жизнь — одна из самых ярких и самых трагических страниц английской истории. До наших дней не дошел ни один ее достоверный прижизненный портрет. Все портреты, на которых якобы была изображена леди Джейн, либо написаны через много лет после ее смерти, либо изображают совсем других женщин. Почти во всех учебниках об этой королеве либо не упоминается вообще, либо посвящено всего пару строчек. Такое ощущение, что кто-то специально вычеркнул ее со страниц истории. Уничтожил все документы и изображения. Попытался стереть из памяти людской. Но тем не менее о маленькой королеве помнят, пишут стихи и книги, снимают кинофильмы. На ее могиле, как и на могилах казненных жен Генриха VIII Анны Болейн и Кэтрин Говард, постоянно лежат свежие цветы.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Началось с венского Кюнстлерхауза, где Василий Васильевич в конце октября 1885 года представил австрийской публике около полутора сотен произведений, в том числе и только что законченные «Евангельский цикл» из шести картин и две картины из задуманной «Трилогии казней». Посетивший экспозицию кардинал Гангльбауер нашел «Святое семейство» и «Воскресение Христово» богохульными и потребовал либо немедленно убрать их из экспозиции, либо закрыть выставку. Верещагин наотрез отказался. Тогда разгневанный князь-архиепископ опубликовал в газетах письмо, обвиняя художника в профанации, подрыве веры «в искупление человечества Воплотившимся Сыном Божьим» и призвал паству не принимать участия в этом кощунстве. Скандал только подогрел любопытство обывателей. Народ повалил на выставку толпами.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • Величайший триумф небесной механики, каковым стало открытие Нептуна, неразрывно связан с именем Леверье.
    Однако историки науки часто умалчивают о том, что научная деятельность Урбена Леверье не всегда была столь безупречно успешной.
    История с открытием Нептуна, являясь самым ярким событием в жизни ученого, имеет и свое не столь триумфальное продолжение.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • ...В условиях подъема 1890-х годов система Витте способствовала развитию промышленности и железнодорожного строительства. С 1895 по 1899 г. в стране было сооружено рекордное количество новых железнодорожных линий, — в среднем строилось свыше 3 тыс. км путей в год. К 1900 г. Россия вышла на первое место в мире по добыче нефти. Казавшийся стабильным политический режим и развивавшаяся экономика, завораживали мелкого европейского держателя, охотно покупавшего высокопроцентные облигации русских государственных займов (во Франции) и железнодорожных обществ (в Германии). Современники шутили, что русская железнодорожная сеть строилась на деньги берлинских кухарок. В 1890-е годы резко возросло влияние Министерства финансов, а сам Витте на какое-то время выдвинулся на первое место в бюрократическом аппарате империи.



  • Последние годы жизни Василия Васильевича Верещагина отмечены отчаянной и безуспешной попыткой добиться у официальных властей гарантий на продолжение «наполеоновской» серии картин; поездкой в экзотическую Японию, открывшую для миллионов почитателей новую, неожиданную грань его художественного таланта; очередным разочарованием в способности высших военных российских чинов грамотно и достойно вести войну. И, наконец, трагической гибелью на ходовом мостике броненосца
    «Петропавловск»...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Иван Грозный был женат 7 раз. Для православного монарха это беспрецедентный рекорд. Также, как указывают источники, он, кроме «официальных» жен, имел множество наложниц, устраивал пьяные оргии.
    Судьба его жен поистине трагична. Мария Темрюковна, Марфа Собакина, Анна Васильчикова умерли от «таинственных» болезней. Еще двух жен, заподозренных в измене, пытали с целью вырвать признательные показания, а затем жестоко казнили. Мария Долгорукая прилюдно была утоплена в ледяной проруби, а Василису Мелентьеву, обвязанную веревками и с плотно заткнутым ртом, но еще живую, похоронили. Официально она считалась сосланной в монастырь. «Повезло» лишь Анне Колтовской, которую царь заключил в монастырь, где она прожила более 50 лет.
    Последней женой Ивана Грозного была Мария Нагая. Она и «впрямь была царицей. Высока, стройна, бела и умом и всем взяла». Настоящая русская красавица: большие, выразительные глаза, густая коса ниже пояса. Тем не менее и она скоро стала ненавистна царю, несмотря на то, что родила ему сына, впоследствии печально известного царевича Дмитрия.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Начнем, пожалуй, с одного литературного отрывка, довольно длинного, но настолько интересного и емкого, что сокращать его не стоит:
    В кабинете у князя сидел посетитель, Сергей Витальевич Зубцов, что-то очень уж раскрасневшийся и возбужденный.
    — А-а, Эраст Петрович, — поднялся навстречу Пожарский. — Вижу по синим кругам под глазами, что не ложились. Вот, сижу, бездельничаю. Полиция и жандармерия рыщут по улицам, филеры шныряют по околореволюционным закоулкам и помойкам, а я засел тут этаким паучищем и жду, не задергается ли где паутинка. Давайте ждать вместе. Сергей Витальевич вот заглянул. Прелюбопытные взгляды излагает на рабочее движение. Продолжайте, голубчик. Господину Фандорину тоже будет интересно.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ...Мир с остготами удалось достигнуть, но он оставался непрочным. Было очевидно, что германцам тесно на отведенной им территории и они не станут ею довольствоваться. Единственный способ обезопасить пределы Византии от их набегов — это указать Теодориху направление экспансии, выгодное империи. Зенон принимает решение отдать остготам не принадлежащую ему Италию. Он рассчитывал, что возведенный им в сан римского патриция и в принципе согласный на положение федерата Теодорих будет там более удобным правителем, чем совершенно независимый Одоакр...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • ... Совершенно неожиданно для всех книжный мальчик Юлиан оказался блестящим полководцем и администратором. Обладая колоссальной работоспособностью, он легко обучался, внимательно прислушивался к мнению опытных военачальников, но в то же время был тверд в принятии решений. На поле боя он проявлял чудеса храбрости, но при выборе тактики отличался осторожностью и предусмотрительностью. Он возвратил империи Колонию Агриппу (Кельн) и разбил варваров в битве при Аргеноторуме (Страсбурге). В кратчайшие сроки Галлия была очищена от германцев, укрепления на Рейне отстроены. Между тем одерживать блестящие победы в царствование Констанция было занятие нездоровое. Над победителем висел Дамоклов меч. Люди, осведомленные в политике, шептались, что цезарь Юлиан потому так отчаянно храбр, что предпочитает смерть в сражении смерти на плахе...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6


  • 7 июля «Св. Петр и Павел» подошел к побережью Японии. Япония в те годы, после недавнего восстания христиан и гражданской войны, была наглухо закрыта для посещений любых иностранцев, кроме подданных Голландии, через которых и проходила вся торговля и сношения с остальным миром. По утверждению американского исследователя Дональда Кина, изучившего японские документы тех лет, судно бунтовщиков подошло к юго-восточной части Японии, к провинции Ава на острове Сикоку.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4