История “скорой помощи”

Пт, 08/09/2013 - 22:58

Праздник раздачи цветов и сбора средств

За оказанную помощь служба неотложки никакой платы не взимала, невзирая на степень состоятельности пострадавшего. Как говорилось в правилах: “Станция скорой помощи просит не утруждать врачей напрасным предложением гонорара, которого они ни в коем случае принять не могут.


Старший врач Харьковской станции скорой медицинской помощи Н.А. Молохов

Похороны главврача ССМП Н.А. Молохова. Фото 1956 г.

Любимая “Лянча” Харьковской станции СМП

Санитары и кучера за принятие подачек увольняются немедленно со службы.” Однако в случаях, когда больных транспортировали, предусматривалась довольно высокая плата: в сопровождении санитара — 10 рублей, а с врачом — 15 рублей

До национализации станций скорой медицинской помощи в 1919 году эти учреждения содержались, в основном, на частные пожертвования.
Дело организации скорой медицинской помощи в Киеве взяло на себя Общество скорой медицинской помощи, устав которого утверждало Министерство внутренних дел. Вначале станция находилась по ул. Пироговской, 6, затем (с 1910 по 1913 гг.) по ул. Владимирской, 33, с 1913 г. — по ул. Рейтарской, 22. В Киеве станция содержалась на частные пожертвования, ассигнования Киевской городской Думы, деньги от благотворительных спектаклей и издания календарей. Постоянным меценатом станции была Елизавета Михайловна Терещенко, которая ежегодно делала взнос по 1000 руб.

В Одессе средства на организацию и строительство станции были собраны путем добровольных взносов и пожертвований населения, причем главный инициатор создания в городе самостоятельного медицинского учреждения по оказанию круглосуточной экстренной медицинской помощи, граф Михаил Михайлович Толстой, вместе со своей супругой, Еленой Григорьевной Толстой, внесли 100 тысяч золотых рублей. Строительство здания для нужд станции скорой помощи началось на средства и под непосредственной опекой графа Толстого в августе 1901 года и благополучно завершилось в октябре 1902-го. К тому времени сам граф провел целый месяц в Вене, скрупулезно изучая постановку дела на тамошней станции. Для более близкого знакомства с тонкостями работы он даже совершал выезды на вызовы вместе с дежурными врачами в качестве... санитара. По возвращении в Одессу М.М. Толстой и возглавляемый им оргкомитет энергично занялись подготовкой станции к практической деятельности. Стремясь к возможно лучшей постановке дела, граф-устроитель не жалел средств для своего детища, что впоследствии дало основания одному из современников с восхищением отметить: “на станции все, начиная от входа в вестибюль до последних деталей устройства, поражает взор предусмотрительностью, целесообразностью и изяществом”.

Когда в Харькове была организована первая Станция СМП (Скорой Медицинской Помощи), Городское Управление на нужды станции начало выделять 5-7 тысяч рублей в год, что было крайне недостаточным. Решение этой проблемы было возложено на организовавшееся “Общество скорой медицинской помощи”. Вдохновителем и организатором этого общества в Харькове был врач-хирург, заведующий кафедрой общей патологии и клиники факультета терапии Харьковского университета, действительный статский советник Иван Николаевич Оболенский. Своей идеей он увлек видных харьковчан того времени, которые потом вошли в комитет “Общества скорой медицинской помощи”. По предложению профессора Н.И. Оболенского был организован первый сбор пожертвований среди членов комитета, который составил 4550 рублей. Сам же профессор вместе со своей супругой, Дарьей Диевной Оболенской, сделали собственный денежный вклад, но точно назвать сумму трудно, т.к. в разных источниках ее величина колеблется от 3000 до 8000 рублей. Естественно, начальный взнос был потрачен на организацию работы станции (это закупка оборудования и медикаментов, кареты и лошадей, оклады врачам и санитарам и другому обслуживающему персоналу), а дальнейшая работа службы требовала новых вложений и средств, сбор которых был поручен Дамскому комитету под председательством Д.Д. Оболенской при “Обществе скорой медицинской помощи”.

К моменту создания службы скорой помощи Дарья Диевна была уже хорошо известна харьковчанам своей просветительской и благотворительной деятельностью: по ее инициативе была создана женская гимназия. Для сбора средств для скорой помощи Оболенская предложила проводить массовую благотворительную акцию под названием “День лилового цветка”. К этому празднику члены Дамского комитета организовывали изготовление искусственных фиалок. Согласно народному поверью этот цветок ассоциируется со скромностью или смирением (фиалки в сценах поклонения волхвов символизируют целомудрие Девы Марии и кротость Младенца Иисуса Христа), а цвет фиалок, образующийся из смеси голубого и красного цветов, традиционно символизирует духовное начало, связанное с жертвенной кровью.

Сам праздник выглядел довольно симпатично и весело. С раннего утра на улицы города высыпали сотни веселых и нарядных продавщиц с корзинами “лилового цветка”. Продавались также и “конфетки скорой помощи”. Продавщицы появлялись на центральных улицах, у подъездов театров и кинематографов. По улицам города катили украшенные “лиловым цветком” автомобили и экипажи. Маленький ослик возил миниатюрную тележку, наполненную корзинками с цветками. Оригинальный выезд ослика весь день окружала толпа любопытных. Дом городской управы — “резиденция” устроителей праздника “лилового цветка”  — был со вкусом украшен.

В “Харьковских Губернских Ведомостях” от 21 сентября 1915 г. писали: “Общество Скорой медицинской помощи за время своей деятельности приобрело заслуженные симпатии и уважение, и успех “лилового цветка” будет лучшим показателем того, как Харьков ценит самоотверженную работу этого гуманного учреждения… одного из самых симпатичных, самых близких человеческому сердцу учреждений...”

Другие материалы рубрики


  • Появление в мире нейл-дизайна моды на покрытие ногтя гель лаками случилось не так много лет назад, но стало настоящей революцией в техниках маникюра, предоставив достойную альтернативу обычному покрытию эмалью.



  • Что приходит вам в голову при словосочетании «хип-хоп»? Могу поспорить, что девять из десяти вспомнят только рэп – быстрый речетатив под однообразную мелодию. В действительности хип-хоп – не просто еще одна субкультура, которой увлекаются подростки. Это огромная лавина из трех составляющих - рэпа, брэйка и граффити, захлестнувшая весь мир и, как ни странно, спасшая беднейшие кварталы городов Америки от кровавых выяснений отношений и борьбы за территорию влияния конкурирующих группировок.



  • 11 ноября 1774 г. российский посланник в Лондоне А.С. Мусин-Пушкин направил Первоприсутствующему в Коллегии иностранных дел Российской империи графу Н.И. Панину следующее послание: «Сиятельнейший граф, милостивейший государь! Вчера полученные здесь из Америки письма подтверждают доказательнейшим образом сколь твердое, столь и единогласное почти тамошних жителей намерение не повиноваться никаким таким повелениям, кои хотя бы мало клонились к утверждению над ними права здешнего законодательства; формально отказывают они ген. Гендже не только все для войск под командою его самонужнейшие надобности, но и самых простых работников, потребных для строения казарм. Генеральным в Филадельфии конгрессом решено уже не вывозить сюда никаких американских товаров, а здешних тамо не принимать. Город же Бостон, со всех сторон запертый, снабдевать достаточно всем потребным.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4


  • Создание первого глобуса было отмечено ещё около 150 г. до н. э. греческим философом Кратеcом Малльским. Но ни модель, ни её изображение не дошли до нашей дней.
    Второй раз уменьшенную копию нашей планеты изобрёл в 1492 году немецкий учёный Мартин Бехайм. Глобус получил название «Земное яблоко» и был создан с помощью натягивания кожи телёнка на металлический каркас диаметром около половины метра. На нём отсутствовали данные о половине мира, так как Америку к тому времени ещё не открыли. Глобус не имел указаний долготы и широты, но на нём присутствовало неполное описание известных стран. Также на копии планеты можно было найти отметки меридиан. Сейчас этот глобус находится в музее Нюрнберга.



  • ...Одним из важных направлений деятельности концерна было производство сухопутных артиллерийских орудий. Krupp производил противотанковые орудия (Pak43/41), 150-мм гаубицы образца 1918 г., осадные 211-мм орудия (К-38). Изготовление огромных пушек, используемых для разрушений фортификационных узлов противника, было одной из прерогатив Krupp наряду с другой немецкой фирмой Reinmetall-Borsig («Рейнметалл-Борзиг»). Последней были изготовлены 6 самоходных 600-мм орудий «Карл». На заводах Krupp были созданы два 807-мм орудия особой мощности — «Дора» и «Густав». Эти пушки, весившие 1344 тонны, были смонтированы на железнодорожных платформах и могли перемещаться только по двум параллельным железнодорожным колеям. Их использовали как мощное средство психологического устрашения и как осадные орудия. Ко всем видам пушек Krupp огромными партиями выпускались боеприпасы...

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • Человек всегда был охотником. Он убивал, чтобы жить. Для наших пращуров добыча кита была событием, которое заносилось в сказания. Кит являлся горой мяса и жира, которая означала, что дети несколько месяцев не станут плакать от голода, а в жилищах будут свет и тепло. Во многих частях света приморские селения, а порой и целые народы, существовали за счет китового промысла. Быть китобоем означало не просто ремесло. Для того чтобы сразиться с таким огромным зверем, требовались огромная физическая сила и выносливость, кроме того — находчивость и бесстрашие. Романтика старинного китобойного промысла воспета в книгах, на гравюрах и картинах, где суровые богатыри-китобои предстают своеобразными «рыцарями», побеждающими «морское чудовище».
    У самих китобоев киты вызывали невольное уважение и восхищение.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5


  • На данный момент нет достоверных данных о том, кто же впервые создал видеокамеру, так как многие её компоненты были изобретены и усовершенствованы разными учёными. Известно лишь, что сам принцип перевода изображения в формат в видеосигнала был разработан Паулем Нипковым, который смог создать упрощённую форму процесса кодировки и последующей раскодировки изображения. Созданные в то время на основе принципа Нипкова устройства имели вид отдельной камеры и видеомагнитофона, которые соединялись с помощью кабеля.



  • В отделении Берлинского музея, посвященном древнеегипетской культуре, как величайшее сокровище хранится одинокая зеленоватая бусина, диаметром около 9 мм. Невзрачная с виду, она действительно является очень ценным музейным экспонатом. Это — древнейшее известное современным ученым изделие из стекла. Предполагают, что она была изготовлена около 5500 лет назад.

    • Страницы
    • 1
    • 2


  • Чем светить? Некоторые древние историки утверждают, что источником огня легендарного Александрийского маяка (290 г. до н.э.) служили особого рода кристаллы. Якобы под действием коронного электрического разряда они излучали свет, отчетливо видимый с расстояния 30-40 морских миль. В ненастье яркость свечения с помощью специальной насадки увеличивали в несколько раз, а в туман заставляли свет пульсировать короткими вспышками, пробивая морскую непроглядность на многие мили. Однако технически достоверных описаний этих светильников до нас не дошло. Точно известно лишь, что уже при императоре Клавдии (41-54 г. н.э.) на вершине Александрийского маяка внутри каменной ротонды круглосуточно горел костер.
    В средние века центр судоходства сместился к северным берегам средиземноморья и европейскому побережью Атлантического океана. Для безопасности плавания на берегах стали устраивать световые маяки. Это были металлические козлы или каменные башни, на вершине которых, как и на Александрийском колоссе, в железных жаровнях круглосуточно жгли дрова, уголь, смолу, торф, сухой валежник (фашину) и даже солому. Обслуживать костры было тяжело. Горючее, которого требовалось много, подсобными рабочими непрерывно доставлялось на маяк по каменистым тропам в кожаных кулях на плечах. Дождь и снег часто гасили огни, а штормовой ветер нередко выбрасывал костры из чаш. Пробовали ограждать огонь металлическими решетками и устраивать навесы. Но решетки ослабляли свет, а навесы лишь прибавляли копоти.

    • Страницы
    • 1
    • 2
    • 3


  • В сентябре этого года были объявлены итоги международного конкурса под названием
    Land Art Generator Initiative, в котором приняли участие проекты, включающие в себя объединение решений новой энергетики с достижениями на дизайнерском поприще. В число финалистов конкурса вошёл интересный проект, созданный американским дизайнером Абдулазизом Халили и его группой Khalili Engineers под названием The Pipe (от англ.труба). Это инновационный опреснитель воды, осуществляющий работу при помощи солнечных батарей