Космический телескоп "Спитцер"

Пт, 11/14/2014 - 15:38

Источник: Журнал Солнечная система

Вращаясь вокруг Солнца, инфракрасная обсерватория НАСА ищет следы молодых звезд и галактик, а также межзвездное пространство, в котором они образовались.

Космический телескоп имеет очевидные преимущества в изучении инфракрасного теплового излучения, которое испускают объекты, слишком холодные, чтобы сиять в спектре видимого света. Атмосфера Земли - постоянная помеха для инфракрасных приборов, поскольку она не только впитывает слабые инфракрасные лучи из космоса, но и сама выделяет их огромное количество.
В 1979 году НАСА представило инфракрасный космический телескоп SIRTF. Он не стал первым инфракрасным прибором на орбите, но долгое время оставался самым большим.

СЛОЖНОСТИ РАЗРАБОТКИ

Изначально SIRTF создавали для шаттла. Однако к середине 1980-х годов стало ясно, что шаттл не может стать хорошей обзорной платформой для такого чувствительного прибора. Полеты на нем проводились не так часто, как требовали исследования, а его собственное тепло искажало данные инфракрасных детекторов.

До середины 1980-х годов велись работы по усовершенствованию SIRTF, и он нашел свое место в программе НАСА «Большие обсерватории».
Одна из существенных особенностей миссии SIRTF заключалась в выбранной для нее орбите вокруг Солнца. Оригинальная идея состояла в том, чтобы запустить спутник с шаттла и использовать ракетный ускоритель для выхода из зоны действия гравитации Земли. Но от этого плана отказались из-за запрета ускорителя, который собирались использовать, после взрыва «Челленджера» в 1986 году. По запасному плану предполагался запуск на ракете-носителе «Дельта-2», но это означало значительную переработку для уменьшения веса телескопа до 950 кг.

Не секрет, что астрономия, астрофизика - это очень сложные науки. Люди, которые работают в этих областях - они просто семи пядей во лбу. Это научная мировая элита. Но учеными не рождаются, ими становятся. И для этого нужно хорошо учиться. Современная система образования не очень способствует появлению новых Ломоносовых. Чтобы стать кем-то стоящим - нужен хороший репетитор Москвы. Именно индивидуальные занятия помогут раскрыть все способности человека и выявить в нем настоящего ученого.

В КОСМОС

Наконец, 25 августа 2003 года SIRTF вышел на орбиту. После этого его переименовали в космический телескоп «Спитцер» в честь Лаймана Спитцера - защитника идеи космических телескопов.
Телескоп оснащен зеркалом диаметром 0,85 м. Он был самым большим инфракрасным прибором на орбите, пока в мае 2009 года ЕКА не запустило космическую обсерваторию «Гершель». На «Спитцере» излучения фокусируются в одном из трек инфракрасных устройств: камере, передающей изображение, спектрографе и фотометре. В приборы встроены электронные детекторы разных типов, что позволяло им замерять инфракрасные волны различной длины. Телескоп посредством жидкого гелиевого хладагента охлаждался до температуры в несколько градусов выше нуля. Жидкость вытекала даже через герметичные уплотнители, но благодаря уникальной орбите «Спитцер» полноценно функциони-ровал на протяжении более 5,5 года - это рекорд для инфракрасного телескопа.

ОТКРЫТИЯ

За это время телескоп сделал потрясающие снимки невидимого неба. На его счету и несколько важных научных открытий, например, он обнаружил источники новых звездный формаций, в которых сосредоточены молодые звезды на разных этапах развития, «Спитцер» направляли на отдельные звезды для изучения структуры двигающихся по орбите вокруг них пылевых дисков, из которых могут сформироваться солнечные системы. Также телескоп обнаружил свет от полностью сформированных экзопланет.

Запас хладагента на «Спитцере» закончился в мае 2009 года, но спутник все еще действует. Он может функционировать при сравнительно низкой температуре -243 °С, используя солнцезащитное устройство. Это позволяет ему улавливать более короткие волны, то есть более теплые формы инфракрасного излучения.